Рабочая программа воспитания 2021 -2025 МБОУ Краснознаменская школа

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………….…………………...........................3
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса ……..................8
2. Цели и задачи воспитания……………………………………………….………..….9
3. Виды, формы и содержание деятельности.………………………………..…….….16
3.1.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»…………………………...…….16

3.2.

Модуль «Классное руководство»…………………………………………...20

3.3.

Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное образование»……23

3.4.

Модуль «Школьный урок»………………………………………………….25

3.5.

Модуль «Самоуправление»…………………………………………………26

3.6.

Модуль «Детские общественные объединения»…………………………..28

3.7.

Модуль «Экскурсии, походы»……………………………………………...29

3.8.

Модуль «Профориентация»…………………………………………………31

3.9.

Модуль «Школьные медиа»…………………………………………………33

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»…………….……34
3.11. Модуль «Работа с родителями»……………………………………………..36
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы…………………….39

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

воспитания

является

обязательной

частью

основных

образовательных программ.
Назначение

программы воспитания – реализация

образовательные

программы начального общего, основного общего, среднего общего образования,
создание

и реализация

направленных
социальный

собственных

работающих

программ

воспитания,

на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в
мир

и

налаживания

ответственных

взаимоотношений

с окружающими их людьми.
Программа показывает, каким образом педагогические работники (учитель,
классный

руководитель,

заместитель

директора

по

воспитательной

работе,

воспитатель, куратор, тьютор и т.п.) наставники, могут реализовать воспитательный
потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать свою
школу воспитывающей организацией.
В

центре

программы

воспитания

в

соответствии

с

Федеральными

государственными образовательными стандартами ФГОС общего образования
находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы - приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа

призвана

обеспечить

достижение

обучающимися

личностных

результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания – это система возможных форм и методов работы
с обучающимися.
На основе программы воспитания МБОУ «Краснознаменская школа» имеет

3

свои

рабочие

программы

воспитания:

«Всеобуч

родителей»,

«Воспитание

законопослушного поведения несовершеннолетних», «Программа безопасного
интернета», «Программа профилактики суицидального поведения обучающихся».
Рабочая программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»:
-

«МБОУ «Краснознаменская школа», расположена

в с. Краснознаменка,

Красногвардейского района Республика Крым, имеет 19 классов-комплектов, школа
малокомплектная – до 350 обучающихся, на территории Краснознаменского
сельского поселения находится Сельская библиотека,

на территории поселения

имеются воинские захоронения в селе Краснознаменка - мемориал «Никто не забыт,
ничто не забыто»., в селе Тимошенко - могила погибшим летчикам во время ВОВ, на
развилке возле села Трактовое –памятник «Скорбящей матери»,

Фап, магазаны,

детские площадки, спортивные площадки, с/Совет- председателем которого является
Терещук Л.Н.
2 раздел «Цель и задачи воспитания», Задачи школы:
- реализация ФГОС, создание необходимых условий для внедрения инноваций в
УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.
 Работа по повышению квалификации педагогов.
 Внедрение новых форм непрерывного повышения

профессиональной

компетентности педагогов (методический десант, тьютерство, дистанционные
семинары и т.д.).
 Работа над методической темой школы.
 Развитие и совершенствование системы работы и поддержки одаренных
учащихся.


Целенаправленная

и планомерная

работа

по подготовке учащихся к

олимпиадам с последующим анализом результатов.

4

 Совершенствование

системы

мониторинга и диагностики успешности

образования, уровня профессиональной компетентности и методической
подготовки педагогов
 Использование

инновационные технологии для повышения качества

образования.
 Приведение

в

систему

работу

самообразования, активизирование

учителей-предметников

работы

по

темам

по выявлению и обобщению,

распространению передового педагогического опыта творчески работающих
педагогов.
 Обеспечение методического сопровождения работы с молодыми и вновь
принятыми специалистами.
 Обеспечение доступного качественного образования. В т.ч. поэтапное
внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов
и адекватных им образовательных технологий; внедрение в практику школы
технологий здоровьесберегающего обучения.
 Создание

образовательной

среды,

обеспечивающей

социализацию

информирования

потребителей

выпускников и учащихся.
 Создание

прозрачной

системы

образовательных услуг о функционировании и развитии школы. Расширение
общественного участия в управлении.
 Обеспечение безопасности УВП.
 Совершенствование

самоуправления

и

гражданско-патриотического

воспитания.
 Стимулирование

творческого

самовыражения

учителя,

раскрытия

его

профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие
каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и
возможностями.
 Обновление содержания образования в свете использования современных
информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности.
5

3 раздел «Виды, формы и содержание деятельности»
Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей,
каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач
воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются:
«Классное руководство»,
«Школьный урок»,
«Курсы внеурочной деятельности»,
«Работа с родителями»,
Вариативными модулями являются:
«Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения»,
«Школьные медиа», «Экскурсии,

походы», «Организация предметно-эстетической

среды».
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»,
 Повышение квалификации педагогических работников через аттестацию,
взаимопосещение уроков, обучение на курсах, участие в семинарах,
обобщение и распространение передового педагогического опыта.
 Организация сопровождения по внедрению образовательных стандартов
второго поколения в начальном звене школы, по введению в действие
федеральных образовательных стандартов в основном звене школы.
 Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения
школьников.
 Непрерывное совершенствование качества образовательного процесса и его
результативности; уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и
компетентности в области преподаваемого предмета и методики его
преподавания.
 Организация научно- исследовательской и экспериментальной деятельности,
повышение профессиональной компетенции педагогов.
6

 Участие школы в инновационных проектах, конкурсах.
 Совершенствование

анализа

и

критериев

оценки

деятельности

педагогического коллектива.
 Активное включение педагогов и учащихся в творческий поиск.
 Развитие современного стиля педагогического мышления.
 Оказание помощи учителям в реализации принципов и методических приёмов
обучения и воспитания учащихся, обновление нормативно-правовой, научнометодической, информационной базы.
Развитие воспитательной системы:
 Формирование у обучающихся гражданско-патриотического сознания, духовнонравственных ценностей гражданина России;
 создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения
собственного здоровья, способствовать преодолению вредных привычек
учащихся средствами физической культуры и занятиями спортом;
 использовать

активные

и

творческие

формы

воспитательной

работы,

возможности системы ДО и органов ученического самоуправления для полного
раскрытия талантов и способностей учащихся;
 развивать у школьников черты толерантной личности с целью воспитания
чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур,
способных

ценить

свободу,

уважать

человеческое

достоинство

и

индивидуальность;
 продолжить работу по созданию условий для активного и полезного
взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
 создание благоприятных условий для самореализации учащихся.
Развитие системы дополнительного образования:
 кадровое обеспечение системы дополнительного образования;
 совершенствование

контроля

деятельности

за

организацией

системы

дополнительного образования;
7

 расширение сети кружков.
Развитие материально-технической базы школы:
 разработка плана текущего ремонта школы;
 сохранность имеющегося оборудования;


обеспечение соответствия режима работы Школы различным действующим
нормативным документам

К программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный
план воспитательной работы. (Приложение 1)
Данная Программа позволяет педагогическим работникам скоординировать
свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО
В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс
на

следующих

воспитания

в

принципах

образовательной
взаимодействия

организации
педагогических

основывается
работников

и обучающихся:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
ориентир на создание в МБОУ «Краснознаменская школа» психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых

общностей,

которые

бы

объединяли

обучающихся

и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
8

работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами,

поощряется

конструктивное

межклассное

и

межвозрастное

взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
педагогические

работники

школы

ориентированы

на

формирование

коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений,

на

установление

в

них

доброжелательных

и

товарищеских

взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин Республики Крым и России, принимающий

9

судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Крыма и Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания
– личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть
в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение
соответствия

личности

обучающегося

единому

уровню

воспитанности,

а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося
и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Приоритеты воспитания:
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям

10

поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими
работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции
поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно

относиться

к

людям

иной

национальной

или

религиозной

принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;

11

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир,
в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего,
ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками
и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;

12

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к

окружающим

людям

как

безусловной

и

абсолютной

ценности,

как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к

самим

себе

как

хозяевам

своей

судьбы,

самоопределяющимся

и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение
данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени
основного

общего

образования,

связано

с

особенностями

обучающихся

подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе
отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для
обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный
возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.
3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам
поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут
приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально
значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся
во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

13

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт

создания

собственных

произведений

культуры,

опыт

творческого

самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
опыт

самопознания

и

самоанализа,

опыт

социально

приемлемого

самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных
с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
педагогическим работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной
категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная

работа

педагогических

работников,

направленная

на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих

взаимоотношений,

эффективнее

налаживать

коммуникацию

с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,

14

осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя
и окружающих его людей.
Достижению

поставленной

цели

воспитания

обучающихся

будет

способствовать решение следующих основных задач (примечание: предложенный
ниже перечень задач воспитания является примерным, каждая образовательная
организация вправе уточнять и корректировать их, исходя из особенностей
образовательной организации и обучающихся в ней обучающихся):
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;
использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать

использование

на

уроках

интерактивных

форм

занятий

с обучающимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
организовывать

для

обучающихся

экскурсии,

экспедиции,

походы

и реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
развивать

предметно-эстетическую

среду школы

и

реализовывать

ее

воспитательные возможности;

15

организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических
работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих

направлений

воспитательной

работы

школы.

Каждое

из

них

представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает

участие

большая

часть

обучающихся

и

которые

обязательно

планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими
работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых
в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел
в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками
для обучающихся.
Вне образовательной организации:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной,

16

экологической,

патриотической,

трудовой

направленности),

ориентированные

на преобразование окружающего школу социума;
открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки
и культуры,

представители власти,

общественности и в рамках которых

обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, города, страны;
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления,
которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся
и включают их в деятельную заботу об окружающих;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям.
На внешкольном уровне:
-

социальные

проекты

-

ежегодные

совместно

разрабатываемые

и

реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума (День солидарности в борьбе
терроризмом; Неделя

безопасности; мероприятия, посвящённые памятным

датам);
-

участие в акциях: «Белый цветок», Акции Милосердия, «Доброе утро,
Ветеран», «Свеча Памяти» шествии «Бессмертный полк»;

-

спортивные

соревнования

по:

футболу,

баскетболу,

волейболу,

«Президентские состязания», «Зарничка», «Зарница», «Орленок»;
-

праздники:

«День

пожилого

человека»,

«День

Учителя»,

«День

освобождения района»;
-

открытые дискуссионные площадки -

организуемый комплекс открытых

дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных),

17

на которые приглашаются представители власти, общественности и в рамках
которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные,
проблемы, касающиеся жизни школы, района:
-

(родительские

конференции,

встречи

с

руководителями

районной

администрации и местного самоуправления (депутатами Краснознаменского
сельского совета).
-

проводимые и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные
состязания, праздники, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих (ежегодные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»;
военно-спортивные соревнования «Защитники Отечества»).
На уровне образовательной организации:
разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,

включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых
складывается

особая

доверительными,

детско-взрослая

поддерживающими

общность,

характеризующаяся

взаимоотношениями,

ответственным

отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго
юмора и общей радости;
общешкольные
(театрализованные,

праздники
музыкальные,

–

ежегодно

литературные

проводимые
и

т.п.)

творческие

дела,

связанные

со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы;
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных

статусов

в

школе

и

развивающие

школьную

идентичность

обучающихся;
капустники – театрализованные выступления педагогических работников,
родителей и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций
на темы жизни обучающихся и педагогических работников. Они создают в школе

18

атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению
детского, педагогического и родительского сообществ школы;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических
работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях,

олимпиадах,

значительный

вклад

в

развитие

школы.

Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками
и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел
на уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы
в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных
за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими
и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые
могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять
в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент

19

общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя
руководитель,

работу

с

классом,

воспитатель,

педагогический

тьютор),

работник

(классный

организует

работу

с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему
класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями
обучающихся или их законными представителями: общешкольные собрания,
памятки для детей и родителей, беседы, семинары, часы общения.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении
и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,

духовно-нравственной,

творческой,

профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь
в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать
им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах
уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции
каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности
обсуждения

и

принятия

решений

по

обсуждаемой

проблеме,

создания

благоприятной среды для общения.
Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,

20

организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе
дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
Выработка

совместно с

обучающимися

законов класса,

помогающих

обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать
в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся,
учителями-предметниками,

а

также

(при необходимости)

–

со школьным

психологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогическими

работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно
стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные,

личностные достижения, но и в ходе

индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого
года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

21

коррекция

поведения

обучающегося

через

частные

беседы

с

ним,

его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Индивидуальная работа с учащимися:
-

наблюдение, анализ поведения, индивидуальные поручения, беседы;

-

создание личного портфолио обучающегося;

-

работа с одарёнными детьми;

-

работа с детьми «группы риска»;

-

привлечение специалистов.
Работа с учителями-предметниками в классе:
регулярные

консультации

классного

руководителя

с

учителями-

предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогических

работников

по

ключевым

вопросам

воспитания,

на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками
и обучающимися;
проведение

мини-педсоветов,

направленных на

решение

конкретных

проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах,
дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать
своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с учителями, преподающими в классе:
-

работа ШМО классных руководителей - по плану;

-

работа по циклограмме на учебный год: работа МО педагогов, работа совета
по

профилактике,

регулярные

консультации

классного

руководителя

с

учителями-предметниками;
- посещение учебных занятий, мини-педсоветы по проблемам класса, ведение

22

дневника наблюдений (по необходимости), индивидуальные беседы с учащимися,
работа с педагогом-психологом и социальным педагогом (по необходимости).
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
регулярное

информирование

родителей

о

школьных

успехах

и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь

родителям

обучающихся

или

их законным

представителям

в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
создание

и

организация

работы

родительских

комитетов

классов,

участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел
класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.3. Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное образование»
Воспитание

на

занятиях

школьных

курсов

внеурочной

деятельности

осуществляется преимущественно через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических
работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг

23

к другу;
создание

в

детских

объединениях

традиций,

задающих

их

членам

определенные социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов по
направлениям:

социальное,

духовно-нравственное,

общеинтеллектуальное,

спортивно-оздоровительное
Социальная деятельность.
Внеурочная деятельность, направленная на передачу обучающимся социально
значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину
мира.
Духовно-нравственная деятельность.
Внеурочная

деятельность,

создающая

благоприятные

условия

для

просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Общеинтеллектуальная деятельность.
Внеурочная деятельность, направленная на развитие коммуникативных
компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений

24

слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное,
терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Спортивно-оздоровительная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение

обучающихся

соблюдать

на

уроке

общепринятые

нормы

поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и

сверстниками

(обучающимися),

принципы

учебной

дисциплины

и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой

информацией

–

инициирование

ее

обсуждения,

высказывания

обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через

демонстрацию

поведения,

обучающимся

проявления

примеров

человеколюбия

и

ответственного,

добросердечности,

гражданского
через

подбор

соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;

25

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического

театра,

где

полученные

на

уроке

знания

обыгрываются

в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию

обучающихся

к

получению

знаний,

налаживанию

позитивных

межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других

исследователей,

навык

публичного

выступления

перед

аудиторией,

аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим
работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то,
что

готовит

их

к

взрослой

жизни.

Поскольку

обучающимся

младших

26

и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность,

детское

самоуправление

иногда

и

на

время

может

трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их
воспитанников.
На уровне школы:
через
создаваемого

деятельность
для

образовательной

учета

Ученического
мнения

организацией

самоуправления

обучающихся

и

принятия

по

обучающихся,

вопросам

административных

управления
решений,

затрагивающих их права и законные интересы;
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе.
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся
класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих
интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу
с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
через

деятельность

выборных

органов

самоуправления,

отвечающих

за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов);
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через

27

систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения».
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное,

самоуправляемое,

некоммерческое

формирование,

созданное

по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №
82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через
ученическое самоуправление, имеющее куратора, Президента школы, и молодёжные
центры по интересам, что даёт возможность организации общественно полезных
дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного
развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Такими делами могут являться:
посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная
работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских
и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в
благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие обучающихся в

28

работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за
деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования
знаменательных для членов объединения событий;
рекрутинговые

мероприятия

в

начальной

школе,

реализующие

идею

популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения
в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения

особой символики детского объединения,

проведения

ежегодной

церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки
интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации
деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных
огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые
часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у

29

обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества.
Это

регулярные

пешие

прогулки,

экскурсии

или

походы

выходного

дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями
обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие,
на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов»,
«гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
литературные,

исторические,

биологические

экспедиции,

организуемые

педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие города или села
для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов
и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым
отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и захоронения
останков погибших советских воинов;
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и
форм деятельности:
- эпизодические пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся:
в музей, в театр, кинотеатр, бассейн, на предприятие, выезды на природу;
- в Краснознаменскую сельскую библиотеку, на мероприятие (по приглашению и
отдельному плану работы библиотеки);
- экскурсии в организации и на предприятия, в том числе, сельскохозяйственные,
села, района и республики;
- выезд в другие населённые пункты в музеи, дворцы, парки, театры, на концерты,
представления, в цирк и др.;

30

- выезд в другие населённые пункты для участия в конкурсах, фестивалях,
соревнованиях др.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная
по

деятельность

направлению

педагогических

«профориентация»

работников

включает

в

себя

и

обучающихся

профессиональное

просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача
совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить
обучающегося

к

осознанному

выбору

своей

будущей

профессиональной

деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Формы работы профориентационной работы:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающегося

к

осознанному

планированию

и

реализации

своего

профессионального будущего;
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
обучающимся профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия города, района, села, дающие обучающимся
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических

31

профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей
в профессиональные образовательные организации и организации высшего
образования;
совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования,

прохождение

онлайн

курсов

по

интересующим

профессиям

и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков;
индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований
и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в процессе выбора ими профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования.
Педагог актуализирует профессиональное самоопределение обучающихся,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, расширяющие знания школьников о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- встречи с участием представителей различных профессий;

32

- экскурсии на предприятия района и села, дающие школьникам начальные
представления

о

существующих профессиях и

условиях работы

людей,

представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых
дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
-

встречи

со

специалистами

Центра

занятости,

проведение

уроков

профориентации;
- встречи с преподавателями различных учебных заведений;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий(http://metodkabinet.ru/,http://мойориентир.рф/,
https://proektoria.online/news/projectnews/prodolzhenieciklavserossijskihotkrytyhuroko
и

v/

др.),

прохождение

профориентационного

онлайн-тестирования

(https://proforientator.ru/tests/ ; https://postupi.online/ и др.),
- участие в работе всероссийского профориентационного проекта «ПроеКТОриЯ»
(https://proektoria.online/), созданном в сети интернет: просмотр лекций, решение
учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых
уроков;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель

школьных

медиа

(совместно

создаваемых

обучающимися

и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео
информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности - разновозрастный редакционный совет

33

обучающихся,

обучающихся

старших

классов

и

консультирующих

их

педагогических работников, целью которого является освещение (через школьную
газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни
школы,

популяризация

общешкольных

ключевых

дел,

кружков,

секций,

деятельности органов ученического самоуправления;
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся
и

педагогических

работников,

поддерживающее

интернет-сайт

школы

и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей
школы

и

организации

виртуальной

диалоговой

площадки,

на

которой

обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;
школьная

киностудия,

в

рамках

которой

создаются

ролики,

клипы,

осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных фильмов,
с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
участие

обучающихся

в

региональных или

всероссийских конкурсах

школьных медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая

обучающегося

предметно-эстетическая

среда

школы,

при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые

34

ситуации,

способствует

позитивному

восприятию

обучающимся

школы.

Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как оформление интерьера
школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных
пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить
хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и
внеучебные занятия;
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий,
оздоровительно-рекреационных

зон,

позволяющих

разделить

свободное

пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей
свободного

книгообмена,

на

которые

желающие

обучающиеся,

родители

и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги,
а также брать с них для чтения любые другие;
благоустройство
руководителями

вместе

классных
с

кабинетов,

обучающимся

и

осуществляемое
своих

классов,

классными
позволяющее

обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод
для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися;
размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного
экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными
обучающимися несложных и безопасных технических экспериментов;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы

школьного

костюма

и

т.п.),

используемой

как

в

школьной

35

повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории (например,
высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок,
созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских
проектов мест);
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа

с

родителями

или

законными

представителями

обучающихся

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности: родительские собрания, встречи,
совещания, часы общения.
На групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет и попечительский совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их обучающихся;
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам
и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия

36

родителей с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы
с приглашением специалистов;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания обучающихся;
родительские
обсуждаются

форумы

интересующие

при

школьном

родителей

интернет-сайте,

вопросы,

а

также

на

которых

осуществляются

виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогических работников и родителей.
На групповом уровне:
1.

Участие родителей в управлении школой:

Общешкольный

родительский

комитет,

участвующий

в

управлении

образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей.

37

Вовлечение родителей или законных представителей школьников в

2.

образовательный процесс:
- классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых учитываются
возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного
воспитания: «Показатели нормативного и ненормативного поведения детей
младшего школьного возраста», «Лишь у счастливых родителей вырастают
счастливые дети», «Им уже 13. Будем вместе с ними, а не над ними», «Роль
традиции

семьи

и

мнения

родителей

в

выборе

будущей

профессии

старшеклассника»;
- День открыты дверей - родительские дни, когда возможно посещение родителями
школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе
образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе)
среди сверстников.
3. Повышение психолого–педагогической компетентности родителей или
законных представителей школьников:
- общешкольные родительские собрания – 2 раза в год в режиме обсуждения
наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения школьников к
собственному образованию и «образовыванию» как личности, качества школьной
жизни, учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах
деятельности;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации
и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и
обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
детей;
-

мероприятия по совместному (родители и учащиеся) благоустройству

территорий.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;

38

- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения

острых проблем,

связанных с

обучением

и воспитанием

конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальные

консультации родителей или законных представителей

школьников со школьными специалистами, педагогами, администрацией, c целью
координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам реализации
ФГОС ОО.
Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей
в событийное пространство школьной жизни через совместную деятельность
родителей и обучающихся.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого

анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;

39

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов
на

заседании

методического

объединения

классных

руководителей

или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих
вопросах:

какие

прежде

существовавшие

проблемы

личностного

развития

обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить
не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит
работать педагогическому коллективу.
2.

Состояние

организуемой

в

школе

совместной

деятельности

обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.

40

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами
ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Проведение Мониторинга качества проводимых общешкольных ключевых
дел:
- качества совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качества организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качества реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качества существующего в школе ученического самоуправления;
- качества проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- качества профориентационной работы школы;
- качества работы школьных медиа;
- качества организации предметно-эстетической среды школы;
- качества взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.

41

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».