09.08.2022
10.08.2022
Средства
обучения и воспитания являются важным компонентом образовательного процесса
и элементом учебно-материальной базы ДОУ.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве
носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся
для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для
обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС
к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических
ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных
задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса
обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и
воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в
рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении
режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции
образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в
ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания
осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая,
музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
Для максимальной реализации образовательного потенциала
развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды
в рамках требований ФГОС ДО мы классифицировали предметное содержание (средства
обучения и воспитания) на функциональные модули, нацеленные на решение
различных воспитательно-образовательных задач.
Функциональный модуль – это группа компонентов материалов,
оборудования и инвентаря по видам детской деятельности для организации
пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных
задач ООП ДОУ.
Функциональный
модуль |
Назначение |
Оснащение |
"Физкультурный
уголок" |
Расширение
индивидуального двигательного опыта в свободной деятельности |
Оборудование
для развития основных видов движения Атрибуты
к подвижным и спортивным играм Нестандартное
физкультурное оборудование |
"Уголок
природы" |
Расширение
познавательного опыта. Использование
опыта в трудовой деятельности. |
Календари
природы Комнатные
растения в соответствии с возрастными рекомендациями Литература
природоведческого содержания, наборы картинок, альбомы Оборудование,
картотека для проведения элементарных опытов Д/и
по экологии Инвентарь
для трудовой деятельности Природный
и бросовый материал |
"Книжный
уголок" |
Формирование
навыков и умений самостоятельной работы с книгой, поиск нужной информации |
Детские
книги с картинками Сюжетные
и предметные картинки для составления рассказов Речевые
и логические игры Тематические
выставки художественной литературы |
"Уголок
развивающих игр" |
Расширение
познавательного, сенсорного опыта детей |
Дидактический
материал по сенсорному развитию Дидактические
игры, настольно-печатные игры |
Преобразование
познавательного опыта в конструктивно-модельную деятельность. Развитие ручной
умелости, творчества. |
Напольный/настольный
строительный материал Конструкторы
различных видов Транспортные
игрушки Схемы,
модели, рисунки построек |
|
"Уголок
творчества" |
Развитие
творческих способностей ребенка, расширение познавательно-речевого опыта |
Театральные
атрибуты (ширмы и др) Элементы
костюмов для с/р игр Различные
виды театра Музыкальные
инструменты |
"Уголок
отдыха" |
Психологическая
разгрузка |
Уголок
уединения |
"Уголок
безопасности" |
Расширение
элементарных знаний и навыков безопасного поведения и применения их в жизни |
Д/и
и настольные игры по профилактике ДДТТ, безопасной жизнедеятельности в
природе, дома Макеты
перекрестков, дорожные знаки Литература
и плакаты Атрибуты
для тематических игр |
"Уголок
художественно-эстетического развития" |
Преобразование
познавательного опыта в продуктивную деятельность. Развитие творческих
способностей, ручной умелости. |
Бумага,
альбомы. Карандаши, краски и др материалы для самостоятельной деятельности Раскраски,
книги, штампы, трафареты и др Атрибуты
для ручного труда |
"Патриотический
уголок" |
Нравственно-патриотическое
воспитание |
Государственная
символика Тематические
альбомы, фотографии, открытки Дидактические
игры Детская
художественная литература |