МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ШКОЛА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Краснознаменская школа» Протокол № 15 от «30»08. 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Краснознаменская школа» ___________И.Л.Хабибуллина Приказ от «30» 08. 2023г. № 383 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В 1-х,5-х,10-х КЛАССАХ в МБОУ «КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ШКОЛА» (новая редакция) 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ШКОЛА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ «Краснознаменская школа» Протокол № 15 от «30»08. 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Краснознаменская школа» ___________И.Л.Хабибуллина Приказ от «30» 08. 2023г. № 383 Положение об организации адаптационного периода в 1, 5,10 классах 1. Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает порядок и организацию процесса адаптации в школе. 2. В организации процесса адаптации участвуют: администрация, педагог – психолог, логопед, учителя, приступающие к работе с первоклассниками, пятиклассниками и десятиклассниками, классные руководители. 3. Для каждой возрастной группы устанавливаются сроки адаптационного периода. 4. Классные руководители работают по программе адаптационного периода школы для разных возрастных групп. 2. Цель и задачи Цель: создать оптимальные социально – психологические условия для успешной учёбы и личностного развития каждого ребёнка. Задачи для педагогов: - создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учётом их индивидуальности, готовности к учебному общению; - обеспечить постепенный переход от коллективно – распределительных форм учебной работы к её индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся. - развивать групповые формы организации урока, увеличить степень ответственности каждого члена группы за общий результат; - развивать рефлексивные умения учащихся – умение смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки. Использовать метод совместных (учитель – ученик, ученик – другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития; - предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, лично- значимых учебных задач. Задача каждой возрастной группы: Для первоклассников: 2 - вживание в позицию школьника (различие школьник – не школьник) - введение понятия оценки, самооценки - научить ребёнка задавать вопрос (в смысле решимости) Для пятиклассников: - адаптация к «разноголосице» требований - введение самоконтроля - принятие новой позиции – ученик основной школы Для десятиклассников: - принятие позиции – ученик – старшеклассник - поиск личностного смысла и мотивации учения - узнавание специфики мира юноши и мира девушки 3. Участники адаптационного периода - учителя – предметники, работающие в данных классах - классные руководители, создавшихся классов - классные руководители, выпустившие классы - ученики - родители 4. Организация процесса адаптации Для педагогического коллектива: 1. Урок остаётся основной, но не единственной формой организации учебного процесса важно использовать другие формы организации обучения: - экскурсии - игру (дидактическую и ролевую) - диспуты (дискуссии) - практические работы - мини – лекции 2. Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне, и не только с одной, единственно правильной точки зрения. Школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения. Для учащихся первых классов: 3 - познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу, дать возможность почувствовать себя членами класса (например: составление сказки про любопытных гномов, которые любят трудиться, образ муравейника) - обучить навыкам учебного сотрудничества (научить формировать и задавать вопросы, выражать собственное мнение, договариваться с товарищем по парте, оценить свой результат - обсудить критерии оценки (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес…) новые правила школьной жизни - создать вместе с детьми новый режим дня школьника - познакомить со школой и её работниками - провести праздник «Посвящение в первый класс» Для пятиклассников: - беседовать о том, что ценят ребята в других людях и самих себя, чем нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе - обсудить понятие индивидуальности, правила взаимодействия «учитель – ученик» - провести праздник «Посвящение в пятиклассники» Для десятиклассников: - актуализировать мотивацию обучения, доказать необходимость взять на себя ответственность за успешность своего обучения - обсудить специфику мира девушки и юноши Для родителей: - подготовка родителей к новой роли: родитель школьника, родитель школьника – юноши (девушки) 5. Сроки проведения: - для первоклассников – с сентября по январь - для пятиклассников – один месяц (сентябрь) - для десятиклассников – две недели 6. Итоги адаптационного периода - родительские собрания по результатам адаптационного периода - психолого – педагогический консилиум - анализ – справка о результатах проведённой работы - коррекционная работа с дезадаптированными учениками - повторная диагностика и анализ результатов адаптационного периода. 4 5