Программа_развития_школьной_библиотеки

Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………….3
Паспорт программы развития……………………………………………………………………………………………………………..4
Историческая справка………………………………………………………………………………………………………………………....4
Концепция программы……………………………………………………………………………….....4
План мероприятий по реализации программы развития школьной библиотеки……………………………..5
1.Работа с учебным фондом……………………………………………………………………………………..6

2.Работа с фондом художественной литературы…………………………………………………...6
3.Справочно-библиографическая работа……………………………………………………………7
4.Работа с читателями…………………………………………………………………………………7
5.Реклама библиотеки………………………………………………………………………………………...…8.
6.Создание материально-технических условий для развития библиотеки………………………………9

2

Пояснительная записка
Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы
связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.
Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной
образовательной среды школы. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и
использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека
Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы
педагогов-библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно-библиотечном
обслуживании.
Программа развития библиотеки «Создание информационно-библиотечного центра» поможет
эффективнее организовать учебно-вспомогательную функцию, предоставляя обучающимся
возможность более широкого поиска информации; активизировать их познавательную
деятельность и читательскую активность.
Цель программы:
1.Создание на основе существующей библиотеки информационно - библиотечного центра,
способного стать базой:
 развития информационной культуры личности;
 инновационной и проектной деятельности участников образовательного процесса;
 консультационным центром эффективного использования новых информационных
ресурсов участниками образовательного процесса.
2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса путем информационно-библиографического
обслуживания пользователей.
3.Повышение эффективности услуг, предоставляемых школьным информационно-библиотечным
центром, за счёт освоения и внедрения в деятельность новых информационно-коммуникативных
технологий.
Задачи реализации программы:
Укрепить материально-техническую базу.
Обеспечить свободный доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям всех
участников образовательного процесса школы посредством использования ресурсов, а
также основных фондов информационно-библиотечного центра школы;
 Организовать обучение и консультирование пользователей (педагогов, родителей,
обучающихся) путем нахождения и получения информации из различных носителей;
 Содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию духовнобогатой, нравственно- здоровой личности;
 Оказать помощь в работе, ознакомлении и обучении использования сервисов в
деятельности обучающихся и учителей, родителей в образовательных проектах;
 Исследовать информационные потребности пользователей - участников образовательного
процесса;
 Содействовать внедрению новых информационных и сетевых технологий,
информационных систем, программных комплексов в работе ИБЦ.



3

Паспорт программы развития

Название программы
Заказчик программы
Нормативно-правовая
база

Автор программы
Руководитель
программы
Сроки реализации
программы
Источники
финансирования
Основные направления
деятельности

Этапы реализации
программы

« Создание информационно- библиотечного центра»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
««Краснознаменская школа»
2010г.утвержден ФГОС основного общего образования,
позиционирующийшкольные библиотеки как информационнобиблиотечные центры
2012г."Федеральный закон об образовании РФ"
2016г.утверждена Концепция развития школьных информационнобиблиотечных центров (15 июня 2016 №715)
библиотекарьМамбедиева З.Р
Зам. директора по УВР Гонгало Ю.В
2024-2029гг.
Источники финансирования:региональный,спонсорская помощь,
добровольные пожертвования
 учебно-методическая
 консультативная
 информационная
 организационная
 культурная
Исследовательский: изучение информационных потребностей
пользователей, формирование информационной культуры обучающихся
через организацию информационной подготовки;
Организационный: разработка программы развития библиотеки,
обновление нормативной и технической базы, расширение направлений
и видов деятельности;
Освоение и адаптация новых технологий информационного
обслуживания и обучения
Итогово-обобщающий:подведение итогов и соотнесение результатов
деятельности с целями и задачами по основным направлениям
реализации Программы.

4

Информационная справка
Школьная библиотека основана в 1968году. Библиотека расположена на первом этаже
В библиотеке имеется абонемент, есть книгохранилище для учебного фонда. Организует работу в
библиотеке один сотрудник –библиотекарь.
Режим работы: с 9-00 до 17-00 часов ежедневно, кроме выходных.
Материально-техническое обеспечение:
В библиотеке имеется 3 компьютера, Техника используется ежедневно. Также имеется проектор,
экран. Компьютеры подключены к Интернету, объединены в школьную локальную сеть
Имеющиеся ресурсы для работы пользователей школьной библиотеки:
 книжный фонд: справочная, художественная, научно-популярная и
методическая литература
 учебники в традиционной форме
 газеты и журналы
 электронные документы: диски CD, MP3, DVDc научно-популярными,
энциклопедическими и школьными обучающими материалами.
Используемые ТСО:
 персональные компьютеры;
 проектор;
Основные проблемы в развитии школьной библиотеки:
1.Финансово-экономическая ситуация: отсюда возникают проблемы:
-недостаточное обеспечение комплектования библиотечного фонда;
-неудовлетворение индивидуальных потребностей пользователей библиотеки;
-Материально- техническое оснащение библиотеки;
Концепция программы:
Программа развития библиотеки руководствуется нормативно –правовыми стандартами общего
образования:
2010г. утвержден ФГОС основного общего образования, позиционирующийшкольные
библиотеки как информационно-библиотечные центры
2012г. "Федеральный закон об образовании РФ"
2016г. утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (15
июня 2016 №715)
Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы
связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.
Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной
образовательной среды школы.
Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы
библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно-библиотечном
обслуживании.
Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало
необходимым навыком для каждого человека.

5

План мероприятий по реализации
программы развития школьной библиотеки
1.Работа с учебным фондом
Содержание работы

1

Обновление и дополнение библиотечного учебного фонда.
Работа с прайс-листами, каталогами, перечнем учебников и
учебных пособий; составление совместно с учителями заказа
на учебники и учебные пособия
Подведение итогов движения фонда. Диагностика
обеспеченности обучающихся учебниками и учебными
пособиями в новом учебном году

2

Срок
исполнения

3

Подготовка перечня учебников, планируемых к
использованию в новом учебном году, Работать с системой
АИС (Автоматизированная информационная система)

4

Диагностика уровня обеспеченности обучающихся
учебниками и др. учебными пособиями

5

Выдача и прием учебников учителям и обучающимся

6

Информирование обучающихся и учителей о новых
поступлениях учебников и учебных пособий

7

Проведение работы по сохранности учебного фонда

8

Списание учебников с учетом ветхости и смены учебных
программ

9

Ведение учета и размещение для хранения резервного фонда

10

Каталогизация учебников по авторам, предметам и классам

Исполнитель

2024 – 2029 Мамбедиева З.Р
библиотекарь
Мамбедиева З.Р
библиотекарь

ЕЖЕГОДНО
2024 – 2029г

№
п/п

2.Работа с фондом художественной литературы
Срок
исполнения

Содержание работы

1

Своевременное проведение обработки и регистрации
изданий

2

Обеспечение свободного доступа к художественному фонду
и фонду периодики (для обучающихся и учителей)

3

Выдача изданий читателям

4

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

5

Контроль своевременного возврата в фонд выданных
6

Исполнитель
библиотекарь

ЕЖЕГОДНО
2024 – 2029 г.

№
п/п

изданий
6

Ведение работы по сохранности фонда

7

Работа по мелкому ремонту художественных изданий с
привлечением обучающихся

8

Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили
сами»

9

Периодическое списание литературы с учетом ветхости
3.Справочно-библиографическая работа

2.
3.
4.
5.
6.

7.

Содержание работы

Срок
исполнения

Создание нормативной базы библиотечно-информационного 2024 – 2029г
центра школы.Внесение дополнений в Положение о
школьной библиотеке
Каталогизация новых поступлений художественной и
методической литературы
Каталогизация учебников по авторам, предметам и классам
Ежегодно
2024 – 2029 г.

№
п/
п
1.

библиотекарь
библиотекарь

Поиск, отбор информации в фонде библиотеки и Интернетресурсах.
Заполнение сайта школьной библиотеки
Обновление и каталогизация, предоставление свободного
2024 – 2029 г. библиотекарь
доступа к электронным и интернет - ресурсам участниками
образовательного процесса.
Формирование информационных ресурсов и реорганизация
доступа к ним:
библиотекарь
обновление фонда художественной литературы;
2024-2029 г.
пополнение учебного фонда,
обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке;
создание страницы «Библиотека» на сайте школы;
проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ.

Подключение единой локальной сети кабинета информатики 2024-2029гг.
и библиотеки. Настройка и организация работы локальной
сети.
4.Работа с читателями

8.

Содержание работы

Срок
исполнения

1.

Обслуживание читателей: обучающихся, педагогов,
технического персонала школы

2.

Рекомендательные беседы при выдаче книг

3.

Беседы со школьниками о прочитанном

4.

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах,
энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку

5.

Выставка одной книги «Это новинка!»

6.

«Книги- юбиляры года» (оформление выставки)
7

Учитель
информатики

Исполнитель
библиотекарь

Ежегодно
2024 -2029 гг.

№
п/п

Исполнитель

Работа с родительской общественностью
1.
2.

Составление списка учебников, необходимых школьникам к
началу учебного года, для всеобщего ознакомления

библиотекарь
Ежегодно

Отчет перед родителями о новых поступлениях учебников
Работа с педагогическим коллективом
Отчеты о работе и планировании деятельности школьной
библиотеки

2

Оказание помощи учителям в поиске литературных
источников при подготовке к проведению предметных
недель, олимпиад, дней открытых дверей.

3

Информационные обзоры на заданные темы

4

Информирование учителей о новых поступлениях
методической литературы, учебников ипериодики

5.

Оказание помощи в работе, ознакомлении и обучении
использования сервисов в деятельности в образовательных
проектах;

6.

Диагностика обеспеченности обучающихся учебной
литературой на следующий учебный год

библиотекарь

ЕЖЕГОДНО
2024-22029 гг.

1

Работа с обучающимися
Формирование информационной культуры обучающихся
через организацию информационной подготовки.
Проведение беседы с читателями о правилах поведения в
библиотеке, о культуре чтения книг и журналов;
Проведение библиотечных уроков о справочной и
энциклопедической литературе.

библиотекарь

ЕЖЕГОДНО
2024 – 2029ГГ.

1.

2.

Обучение поиску, отбору, использования информации как в
основном фонде библиотеки, на электронных носителях, так
и в Интернете.

3.

Подготовка рекомендаций для читателей - обучающихся в
соответствии с возрастными категориями.

4.

Подбор списков литературы на лето по произведениям,
которые будут изучаться в следующем учебном году.

5.

Поиск и участие в интернет-проектах совместно с учителями, 2024-2029гг.
помощь в участии обучающихся.

Учителяпредметники,
библиотекарь

5.Реклама библиотеки
Своевременное информирование пользователей о
проводимых массовых мероприятиях

2.

Составление рекламных объявлений

3.

Организация экскурсии обучающихся младших классов в
библиотеку

4.

Создание выставок, буклетов

5.

Информирование пользователей о режиме работы
8

ежегодно

ЕЖЕГОДНО

1.

библиотекарь

6

Распространение опыта и освещение деятельности на
школьном сайте с целью поднятия имиджа школы и
библиотеки.

2024-2029 гг. библиотекарь,
учитель
информатики

6.Создание материально-технических условий для развития библиотеки
№
Содержание работы
п/п
1.
Приобретение мебели и спец. библ.оборудования: (стеллажи
библиотечные для хранения и демонстрации печатных и
медиа пособий и т.д.)
2.
Комплектование библиотечного фонда необходимой
литературой
3.

Приобретение и внедрение необходимых программ в
деятельность библиотеки по автоматизации работы.

4.

Прохождение библиотекарем обучения по информационным
технологиям

Сумма
расходов

Источник
финансирования

Ожидаемые результаты программы развития
Информационно-библиотечный центр школы с возможностями удовлетворения
потребностей всех участников образовательного процесса школы, благодаря
использованию хорошо организованных библиотечных фондов и созданных условий по
формированию культуры чтения и навыков оперативного пользования библиотекой станет
главным Центром образовательной среды в школе.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».